Внимание!

ВНИМАНИЕ!
САЙТ АЛЕКСАНДРА БИРЮКОВА ПЕРЕЕХАЛ СЮДА: "МУЖСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ"

суббота, 24 мая 2014 г.

Обзор мужских фильмов: "ПОЛЁТ "ФЕНИКСА" 2004 года

Обзор мужских фильмов: "ПОЛЁТ "ФЕНИКСА" 2004 года

Герой: Эллиотт.

Характеристика: вожак слабый телом и сильный духом, с отличными организаторскими способностями. Низкопримативный человек, внешне никак не похожий на лидера, с тонким голосом, щуплым тельцем, в очках и детским лицом. Сумел в обстановке всеобщего невроза и внешней опасности выработать план и реализовать его, даже несмотря на недовольство тех, кому пришлось стать его подчинёнными.

Компания закрывает убыточную нефтяную вышку, расположенную где-то в пустыне Гоби, а за персоналом присылает самолёт. Персонал вышки – закалённые, бывалые люди. Они без проблем сносят суровые условия жизни в пустыне. У них накачанные мышцы и обветренные лица.

Самолёт попадает в пыльную бурю, ломается и совершает вынужденную посадку. Фактически падает, ломая хвост, заднюю часть корпуса, один из винтов и радиоантенну. Взлететь он уже не сможет.

Всё бы ничего, при падении погибли всего двое из более чем десятка, но беда в том, что за пределов пустыни самолёт покинуть не смог. Вокруг песок, жара, а ближайший населённый пункт в сотнях километров от места падения. Запасы воды не то чтобы минимальны, но малы. Капитан (так зовут пилота) становится кем-то вроде вожака. Он решает подождать, пока поисковые экспедиции не найдут их. Альтернативное предложение – идти в сторону ближайшего населённого пункта – обоснованно отвергается группой.

Вначале всё идёт неплохо. Запасы еды скудноваты, но на пару-тройку недель хватит, как и воды. Несколько дней группа благодушно ждёт спасателей. Люди спокойны, шутят, отдыхают.


Проходит несколько дней. Спасателей нет. Выясняется, что оборудование, которое было на вышке, а затем погружено в самолёт, старое и ничего не стоит. Группа начинает понимать, что, возможно, никто за ними не прилетит. Через некоторое время «возможно» превращается в «скорее всего». От некоторых членов группы всё чаще и настойчивее звучат предложения не ждать, а идти на поиск населённого пункта. Несмотря на то, что замысел абсурдный, двое из группы, взяв канистру воды (одну из нескольких), уходят. Их догоняют оставшиеся, завязывается драка, в ходе которой канистру с водой разбивают о камни. Все в панике. Здоровенные, брутальные мужики ползают и месят ладонями мокрый песок в безумном стремлении отжать воду, рыдают, а у некоторых уже нет моральных сил и рыдать. Львиная доля воды потеряна, никто их не ищет. Дух группы – этих закалённых в непогоде и тяжёлой работе людей – падает ниже нуля.

И тут, в момент паники и стенаний, откуда-то выныривает щупленький человечек в очках, с детским лицом, белобрысыми редкими волосиками и сюсявым голосом. Он говорит, то что менее всего ожидала услышать группа. Он предлагает построить самолёт из остатков старого.

Оказывается, пока бруталы первые дни предавались неге в ожидании спасателей, а затем в истерике бегали по песку, этот человечек не сидел без дела. Он облазил самолёт и сделал вывод, что оставшегося винта и уцелевших крыльев вполне хватит для того, чтобы сделать самолёт. Не супер-машину, но улететь из пустыни сойдёт. А дело в том, что он как раз – авиаконструктор.

Группа встречает идею с недоверием, но затем понимают что это единственный способ выжить. Он даёт хотя бы слабую, но реальную надежду на спасение. Капитан против. Он не верит, что можно вот так, подручными средствами, фактически из обломков сделать самолёт.



Но команда хватается за предложение Эллиотта как за соломинку. Очень быстро и грамотно маленький человечек организует работу. После ряда ранговых конфликтов, из которых Эллиотт выходит победителем, капитан включается в работу. Со словами «я тебе подчиняться не собираюсь», он идёт пилить крылья и варить трубы. Эллиотт бегает вокруг, лазает по конструкциям, указывая, что и как делать.

Пока строится самолёт, названный «Фениксом», происходят разные события, которые подрывают дух группы. Одного из них во время вылазки убивают контрабандисты, от искр взрываются бочки с топливом, предназначенным для освещения стройплощадки ночью и так далее. На всех это действует угнетающе, только Эллиотт абсолютно спокоен. Он воспринимает все события не как нечто страшное, деморализующее, а только исходя из того, как это отразится на процессе постройки. Убили одного из группы – он отчитывает тех, кто предпринял вылазку: они затратили день, потеряв множество человеко-часов, да к тому же по их вине утрачена пара рабочих рук. Взорвалось топливо – не беда, вместо ночи будем использовать для работ день. Придётся работать в жаре, но другого выхода нет – сгоревшего топлива не вернёшь ни рыданиями, ни самообвинениями, ни битьём головой о шасси.

Эллиотт – настоящий лидер. Он делает всё, чтобы организовать и ускорить работу. Приказывает, обвиняет, манипулирует людьми, даже убивает пленного контрабандиста, который, по его мнению, выпьет часть воды и тем самым поставит под угрозу постройку самолёта. Он готов поступиться всем, наплевать на милосердие и гуманность, дабы спасти себя и группу, которой он теперь руководит.

Надо ли говорить, что «Феникс» полетел, или это уже ясно из названия фильма?

Фильм примечателен тем, что лидер здесь – не брутальный и мускулистый мужик с квадратной челюстью, а хлюпик, которого, кажется, можно перешибить соплёй. Он не потерял духа и сумел сохранить трезвый, рациональный рассудок даже тогда, когда более мужественные на вид вдавались в панику. Далеко не всегда лидер – это великан с командирским басом и хмурым взглядом. Иногда щуплый заморыш, которого колышет ветром, может повести за собой людей, в то время, когда мускулистый великан будет в паническом беспамятстве ползать на карачках или биться в истерике, рыдая и заламывая руки.

Такое бывает в жизни сплошь и рядом. Великаны-качки ведут себя, как заправские баборабы. Борцы под гнётом невзгод теряют дух и в рыданиях царапают себе лицо. Атлеты спиваются от слабоволия. А между тем люди, которых по внешности никогда не назовёшь лидером, человеком с железной волей, как раз и не гнутся под тяжестью трудностей, а иногда и вытаскивают других. Хлюпики и пузаны часто имеют гораздо более твёрдый дух, чем живые апполоны и гераклы.

Александр Бирюков

Этот материал войдёт в книгу "Ненастоящий мужчина"

1 комментарий: